Северное Марокко, путь к Касабланке

Удивительно чувство когда твой дом не ограничивается четыремя стенами, а простирается до одной горной гряды до другой. Ощущают ли это кочевники-скотоводы Атласа? Мы часто ловим это чувство в наших путешествиях на велосипедах. Каждый перевал добавляет очередную долину к “планировке” нашего огромного дома: где мы поставили палатку — там мы и дома. Вряд ли мы вернёмся когда-либо в какой-нибудь их наших лагерей — и места меняются и мы тоже, но мы помним каждый из них. Потому и любое путешествие кажется невероятно насыщенным событиями, и мир видится огромным, когда внутренним взором попробуешь охватить бесчисленные реки и озёра, леса и горы, шумные города и маленькие деревни оставшиеся навсегда позади.

В пути мы встретили большое скопление людей на машинах с санками и даже не сразу поняли что тут за событие с массовым пикником — это ж знаменитый гонолыжный курорт вблизи Азроу. Вот только не сезон, видимо, а люди приезжали потому что традиционное место пикников и относительно недалеко от города. Однако, все с удовольствием катались и по остаткам снега.

А у нас впереди у нас Cèdre Gouraud Forest, который действительно оказался настоящим лесом. По дороге, проходящей через лес, однако, много людей и довольно активное движение, так как это довольно туристическое место как раз зимой. В лесу живут североафриканские макаки – маготы, которые тоже привлекают туристов или наоборот, туристы — макак, так как те привозят с собой еду для кормления обезьян.

На макак мы посмотрели, а снега мы побольше и кедры потолще видали, потому спустились в Азроу перекусить, закупиться фруктами и просто на городок посмотреть. Это оказался один из самых приятных населённых пуктов в Марокко, очень аккуратный и милый городок в гористой местности с приветливыми жителями. Но, нам вперёд, на север: начали подъём из долины с сторону Ифрана. Далеко не уехали, впрочем, уж очень круто начался подъём из долины, пришлось заехать в первый же лес после города, затащив велики по крутому склону вверх, так как уже близился вечер. Пройдя насквозь и уже в сумерках выйдя на опушку с другой стороны, разбили лагерь на удобном поле.

Утром оказалось что наша палатка стоит у лагеря скотоводов, даже колодец в тридцати метрах от нас обнаружился.

Как только мы развели костёр, к нам пришла Амина с детьми, проверить, кто это встал на их поле. Чтобы любопытство не выглядело назойливым, она принесла нам завтрак: омлет, хлеб и сладкий чай — очень мило. По английски она правда не говорила, однако, с помощью нашего обрывочного арабо-берберского словаря и языка жестов удалось объяснить кто мы, откуда и куда едем.

Мы так растрогались, что нанесли ответный визит, посмотреть как и они живут.

Совсем непритязательный снаружи домик обмотан плёнками, старыми баннерами и другим хламом так, что даже не видно материала из которого он сделан. Оказалось что домик глинобитный, как стены так и пол, а потолок из жердей и нескольких слоёв плёнки. Ну, и вообще, относительно внешнего вида, вполне уютный и чистый. Есть какая-то бытовая техника, запитываемая от автономных солнечных батарей.

Дорога к Мекнесу со стороны Среднего Атласа проходит по краю горного хребта и фантастически прекрасна. Видимость со склона на десятки километров, хвойный лес — идеальное место для лагеря. К сожалению, мы проскочили на спуске красивые места и докатились до Эль-Хаджеба. После города, начинаются поля, населёнка, промка и вообще лагерем вставать уже негде. Жаль, в планах было ещё ночь на открытом воздухе провести, прежде чем мы доедем в Мекнес.

Эль-Хаджеб — маленький, безлюдный, тихий городок. Мы тут перекусили, закупились фруктами в очередной раз. И, вдруг, встретили на выезде Абделя из Эррачидии с другом, они тоже путешествуют хичхайкингом через Атлас.

Дорога в Мекнес с юга расширяется после Эль-Хаджеба на несколько полос с отдельной полосой для велотранспорта. Всё время едем на спуск, поэтому докатились за несколько часов через сельскохозяйственный пейзаж, затем пригородный и уже промышленную окраину города.

К вечеру заселились в хостел с отличным видом на город с крыши. Увидели мы это правда только утром, а вечером просто вышли прогуляться по городу в мистическом тумане.

Съездили налегке также и в древние римские руины неподалёку от города. Руины — довольно значимое туристическое место и действительно интересное, несмотря на облагораживание и восстановление.

Впрочем и город тоже интересный. Изобилует самой разной архитектурой, всегда есть на что посмотреть, даже если просто фланировать через город.

Это предпоследний город в нашем пути по Магрибу, из следующего — Касабланки мы поехали в аэропорт своим ходом. Не самая лучшая идея оказалась, так как дорога в основном по населёнке, ночью, да ещё и под дождь попали под конец пути. Но уж очень хотелось посмотреть на Касабланку хотя бы в ночь, да и красиво завершить маршрут.

Устали крутить ночью по бесконечным развязкам дорог к аэропорту, да и нервно как-то из опасений промахнуться мимо в безлюдной промышленной окраине Касабланки. Но приехали довольно быстро. Наш рейс через несколько часов только, потому было время и неспешно упаковаться и даже немного поспать прямо на полу аэропорта.