Снеговая граница и перевалы Атласа

Снеговые вершины мы видели не доезжая Эр-Рича тонкими полосками, мелькающими между красно-серо-коричневыми горами. При приближении к Мидельту они поднимались, обрастая деталями.

Путь к перевалу мы не успели толком изучить, знали только что предстоит набрать ещё полкилометра высоты и вероятно будет снег. Уже после Эррачидии мы проезжали посты со шлагбаумами, которые закрыты когда перевалы заваливает снегом.

Подъём к перевалу оказался пологим и очень живописным, дорога с хорошим покрытием и редким движением — это один из самых красивых маршрутов. Красота суровая – высокогорная каменистая пустынная местность с редкой растительностью в гористых складках одна за другой.

Населёнка также очень редкая и живописная. Магазины очень редки, а готовой еды вообще здесь не найти. Но мы были готовы к автономке на несколько дней.

Великолепная погода – солнечно, сухо и слегка прохладно, омрачилась сильным встречным ветром, когда мы перевалили очередную горную гряду уже под вечер. Но, мы и так уже присматривали место под лагерь, а тут ещё и замечательный лесок. Лес при ближайшем рассмотрении оказался лесопосадками по большей части, что, впрочем, не умаляло его достоинств как укрытия и источника дров.

С большим удовольствием поужинав у костра и понаблюдав за закатом, мы также отметили, что погода портится и решили что будет дождь. Но дождя не было, температура ночью ещё упала, и пошёл снег громадными хлопьями, покрывая красно-коричневую землю и пустынные горы вокруг.

Утром мы проснулись в уже совершенно преображённой местности — снег завалил всё видимое пространство и не прекращался, да и видимость упала.

До города остался день пути, остался только перевал. Такое неожиданное изменение погодных условий заставило слегка опасаться перевала по пути к Мидельту, так как мы предполагали, что придётся ещё набирать высоту. Однако оказалось, что набрать осталось совсем немного и затем уже только вниз на тормозах.

Потому в Мидельт мы приехали даже раньше чем расчитывали. Здесь у нас есть странная вписка — Хасан в Эррачидии дал телефон своего брата Гали, пообещав за него, что тот нас якобы приютит в городе. Мы отнеслись к этому слегка скептически, однако Гали действительно вписал нас и вообще оказался прекрасным человеком.

Дом Гали расположен на одной из площадей в старой части города, маленький магазин на первом этаже соседствует с гаражом, и как нам показалось не столько прибылен, сколько является неотъемлемой частью жизни немногословного и меланхоличного Гали.
На втором этаже дома жилые помещения, не слишком уютные на наш взгляд, слегка пошарпанные и пустые, особенно сейчас, с похолоданием, когда в доме стало промозгло, что характеризует нашего хостера как совсем непритязательного в быту человека. Гали ходит в тёплой одежде весь день, а нам выделил мобильный газовый отопитель. Третий этаж — это просторная плоская крыша с видом на площадь старого города. Мы задействовали её под наши завтраки на свежем воздухе, под утренним солнцем. Даже Гали сам оценил такой способ использования крыши и присоединялся к нам на завтрак.

Мидельт — маленький город, совсем не туристический, по крайней мере в этот сезон. Посещать специально в городе нечего, так что мы просто гуляли по городу, изучая быт, обходя общественные пространства города: площади, набережные, базары. Да, тут есть река, обмелевшая в этот сезон, с настоящим променадом, где с удовольствием чинно прогуливаются местные жители.

Гали готовит еду дома. В первый день он нас угощал кус-кусом с курицей, хитрым способом приготовленной с специальной конструкции. С другой день мы сами сварили наш коронный суп для холодного времени года – бараний хаш с нутом, кажется это произвело впечатление на Гали, он ел его даже с утра и тщательно записал рецепт.

В городе мы провели три дня, на четвёртый с утра с воодушевлением выдвинулись дальше, в сторону Мекнеса. Даже погода как то наладилась: довольно прохладно, но относительно сухо, хотя и пасмурно. Горы вокруг становились всё более величественными и впечатляющими, лёгкий туман скрадывал резкие очертания, делая удалённые гряды зыбкими и едва различимыми.

Недалеко от города встретили пару велосипедистов, вроде из Англии, сейчас не вспомним их имена.

Дорога от города сначала продолжается плоским как стол нагорьем с удивительными расцветками почвы, чередующимися широкими полосами. Так что пейзаж вокруг меняется каждый час пути. Через полдня пейзаж усложняется и дорога, сначала просматриваемая до горизонта, начинает нырять в складки рельефа. А затем и вовсе заводит нас в ущелье, где меняется и растительность, появился хвойный лес и знаменитые атласские кедры.

Сразу захотелось уже встать лагерем тут и погулять по лесу, но дорога через ущелье не позволяла свернуть в сторону — склоны довольно крутые, место под палатку найти тут сложно. Так и вела дорога нас всё дальше и вверх, лишь за полчаса до заката наконец удалось найти удобное и ровное место. Даже успели осмотреться, поднявшись на скалу повыше, попить чаю и найти затемно сухой упавший ствол, который удалось расщепить и сделать что-то типа костра-нодьи прямо на снегу.

Утро было солнечным и безветренным, перевал почти одолели, так что время было неспешно позавтракать, погулять по заснеженному лесу и потискать гигантские кедры.

Оставшийся участок подъёма проехали за час со свежими силами и дорога пошла круто вниз. Быстро сбросили высоту, стало теплее. Снова изменилась растительность. Окружающий пейзаж под ярким солнцем удивляет контрастностью и цветами — ослепительные пятна снега на красно-коричневых пустынных склонах.

Следующей точкой наметили себе горное озеро (агельмама — берберский) Сиди-Али, на которое придётся слегка отклониться от маршрута, но горные озёра того стоят несомненно.

Альбина категорически утверждает, что воду в озере трогать смертельно — микробы. Ну что ж, посмотреть тоже неплохо. Впрочем, купаться всё равно не возникает желания, так как яркое солнце прогревает только на пару часов после полудня, а пик теппературы мы не застали уже, а вода в озере очень холодная.

Вокруг озера растут потрясающей красоты хвойные деревья: кедры, кипарисы, но выделяются монументальностью и прихотливыми формами гиганские можжевельники.

Часть береговой линии отделена забором с колючей проволокой, за забором деревья и зелень, а снаружи овцы всю растительность выстригли до камней.

Продолжаем спуск, снега становится всё меньше, появились небольшие уютные деревни с домами и заборами из камня. Позади осталась заснеженная горная гряда откуда мы спустились.