Мы покидаем Бангкок, чтобы вернуться сюда через месяц. А сейчас нам на поезд вдоль побережья до Surat Thani и дальше к маленькому городку Khanom, недалеко от которого в деревне на берегу моря у нас есть договорённость на вписку. Чиновник с шикарным маникюром, выписывающий нам билеты, сразу порекомендовал оплатить перевозку велосипедов. Свесившись из окошка, он “взвесил” их на глаз, определив нам 30 килограммов на двоих.
Есть час до прихода поезда, поэтому решили пойти перекусить в едальне прямо через дорогу. Пока мы ели, под припаркованным рядом ободранным мотобайком хрипло выл привязанный огромный кот. Когда мы спросили у хозяев, почто они животину мучают, они гордо принялись его демонстрировать с разных сторон и объяснили, что убежит ведь, скотина неблагодарная. А потом ещё пригоршню мелких кошаков принесли позировать.
Тут поезд подошёл и стало понятно зачем нам рекомендовали оплатить перевозку велосипедов. В поезде есть багажный вагон, куда можно погрузить свой неформатный груз самостоятельно. Мы в нем, собственно, и решили ехать, придя к выводу, что там и скамейки удобнее, и людей нет, и велосипеды на виду. Потому мы там удобно устроились, перекусили по старинной китайской традиции (как можно ехать в поезде и не есть). И даже поделились печеньем с сотрудниками поезда, которые там тоже ехали, но они, бюрократы чёртовы, всё равно нас отправили на места в пассажирский вагон.
Несколько мест в пассажирских вагонах зарезервированы для монахов, инвалидов и стариков — эти скамьи просто отделяют табличкой на верёвке. Беременные женщины, видимо, на привилегированные места не претендуют.
С рассветом из окна поезда мы наблюдали проплывающие за окном затопленные поля и перроны. Мы ещё не знали, что здесь дождь идёт уже несколько дней и будет продолжаться ещё неделю.
Поезд прибывает в Сураттани с опозданием на несколько часов. На платформе множество унылых людей с баулами, безнадёжно ждущих поезд. Этот поезд был последним, движение будет восстановлено только через неделю. Вода будет только подниматься. Не продавались билеты и на автобусы, даже местных рейсов, но нам и это подозрительным не показалось – думали, может в нашу деревню просто не ходят сегодня.
Ещё раннее утро. Мы перекусили в едальне недалеко от вокзала и бодро тронулись в путь в сторону Ханома под дождём, рассудив что всё равно промокнем, а высушиться сможем когда доберёмся. Ехать нам полторы сотни километров, дороги в Тайланде хорошие, проедем сколько сможем, если дождь не перестанет, то по пути найдем ночевку и обсохнем.
Заехали и на городской рынок. Фасовка в маленькие пакетики традиционна в Азии. Так пакуют любую еду, любого содержания и горячие, и холодные блюда: напитки, супы, сладости, лапшу — всё то что можно взять и съесть по дороге.
Что-то вроде рыбной пасты, продающейся в тропических азиатских странах в виде таких вот пирамид в тазах, страшно воняет. Этот запах и задаёт главную ноту в хаосе запахов азиатских рынков. Её используют как готовую приправу или необходимый компонент для приготовления особо пикантных блюд.
Креветки всевозможных размеров уже поднялись в цене, потому что штормит и рыбаки не выходят в море — мало поставок.
Проехав несколько часов, начали наконец подозревать, что этот дождь не скоро закончится, лишь интенсивность его падает до моросящего, но затем начинается с новой силой. Решили опять стопить машину, чтобы за день доехать до места. С учётом предыдущего опыта, идём сразу на заправку, чтобы водителей пикапов с пустыми кузовами просить подбросить нас до Ханома. В получаса, с помощью заправщиков, которые узнав, чего мы тут ищем, стали нам помогать и тоже спрашивали у водителей, нашлась машина в нужном направлении. Правда, молодые ребята, подбросившие нас оказались не на пустой машине, да и не до Ханома, но большую часть пути мы с ними можем проехать. В кузове лежала лодка, и нам пришлось ехать на ней. Забавно даже, впрочем, если бы не дождь и ветер. Увидев что мы промёрзли до костей, ребята остановились купить нам горячий кофе, очень трогательно. Сами они наверное никогда не пробовали пить горячий кофе под дождём, на ветру, сидя на скользкой лодке в прыгающей машине.
Дальше только хуже. Вода всё выше и выше. Мосты уже не видны, а только угадываются по ограждениям, потому что уровень рек сравнялся с уровнем воды на дороге, превратив всё в один бесконечный поток. Мы понимаем, что приняли верное решение — на велосипедах уже не проехать, вода местами поднялась по пояс.
Люди, несмотря на бедствие, не унывают. Мрачных лиц очень мало, больше улыбаются, заинтересованно и, может быть, с некоторым удивлением, разглядывая происходящее.
В деревнях вдоль дороги тайцы сидят семьями на террасах своих домов, смотрят на прибывающую воду.
Некоторые дома были уже брошены, потому что затоплены, вместе во всем скарбом, мотобайками возле террасы, птичками в клетках на карнизе крыши, везти всё равно некуда и не на чем.
Ну, а мы доехали, наконец до деревни на берегу океана и останемся на ближайшие несколько дней здесь. Вода поднимется ещё выше и отрежет нас от сообщения с миром, добраться можно будет по пояс в воде только до Ханома — маленького городка, где можно купить еды. Неделю мы будем мокнуть на пятачке в полкилометра на берегу Тихого океана. Промокшие вещи будут покрываться плесенью, паспорта и деньги, спальники и одежда — всё влажное и позеленевшее.
Море штормит и ветер гонит дожди со стороны океана. Берег усеян мусором, обломками пальм, кососовыми орехами и дохлой рыбой. По ночам на горизонте мелькают зарницы отдалённых гроз.
В течение двух дней все ручейки превращаются в полноводные реки, сносят мосты, размывают берега, выкорчёвывая деревья по берегам и снося дома. Разница во времени между верхней и нижней картинками — два дня, берег подмыло, а деревья по берегам уволокло.
Эта же речка. Домика нет, а берег размыло до столба ЛЭП.
Ханом — городок в пешей доступности от нашего места дислокации, тоже залит водой. Еще вчера можно было проехать по мосту на мотобайке, сегодня дорога залита водой на метр высоты. Рынок и многие магазины закрыты, но еды купить можно и даже на месте перекусить.
Сейчас не сезон дождей, а аномальная погода, такого не помнят старожилы, говорят, лет пятьдесят точно не было ничего подобного.
Дома и магазины баррикадируют мешками с песком. Магазины, даже залитые водой, не прекращают свою работу.
Электричество есть везде. В некоторых домах тайцы смотрят телевизоры, подвешенные под потолок. Да и вообще, занимаются своими делами просто сев чуть повыше, если пол в доме уже затопило.
Где кончается дорога и начинается река, можно угадать только по пришвартованным лодкам.