Напа-Хаи это высокогорное озеро вблизи Шангри-Лы, где в этот сезон нам путеводитель обещал мириады птиц – здесь зимуют черноголовые журавли. На самом водоеме мы журавлей не увидели, только косяки пролетали над нами с громким курлыканьем, но не расстроились, озеро прекрасно и без птиц.
В поисках обеда мы заехали в деревню, стоящую на берегу озера – оказалось, это поселение одной из тибетских народностей (наси). Увидели на улице молодого монаха, спросили, где можно поесть, он пригласил нас в свой дом. В доме нас встретил еще один монах постарше и несколько пожилых женщин в национальных костюмах, позже мы поняли, что это и есть их повседневная одежда. Нас усадили за стол и накормили, как мы поняли, традиционной тибетской закуской – соленое теплое молоко яка (очень жирное), сыр из ячьего молока, чашка пережаренной муки (позже мы узнали, что ячменная) с сахаром и горячая лепешка. Очень непривычная для нас еда, но довольно вкусно и сытно, мы даже попросили завернуть нам немного муки с собой, на завтрак.
Кроме того, мы переночевали в одном из тибетских домов. Дело было на высоте 3500м, к вечеру уже морозит, в палатке очень холодно – попробовали попроситься на ночлег в соседнюю деревню, в дом к тибетцам. Одна семья любезно согласилась пустить нас переночевать, попросив за гостеприимство 70 юаней, сторговались за 50. Что не было особым сюрпризом для нас – мы уже привыкли, что конкретно в этой местности (туристический центр) тибетцы очень жадные до денег. Слышали от других путешественников, что в дальних тибетских деревнях, не избалованных туристами, местное население добрее, отзывчивее и проще.
О тибетском доме и быте стоит рассказать подробнее. Это настоящая двухэтажная крепость с внутренним двором, нередко с воротами, в которые встроены отдельные помещения. Первый этаж – что-то типа сарая и хранилища, второй – жилая часть.
Огромное внутреннее пространство используется незначительно или просто пустует:в центре – большой зал, он же кухня и гостиная, по периметру еще несколько комнат. В углу большой комнаты – буддийский алтарь. Часто в таких домах живут лишь муж с женой и ребёнком, причем спят все в одной небольшой спальне, остальные комнаты пустуют. По нашим наблюдениям, дома никак не отапливаются – есть только печка типа буржуйки в центровой комнате (на ней готовится еда). Нам предложили спать на голом полу в гостиной, притом что в соседней комнате стояли две пустующие кровати. Увидев наши туристические коврики и спальники, хозяйка поохала, что выглядят больно тонкими, но кровать не предложила, просто выделила одеяло. Ночью спорить не стали, но такая забота за 50 кваев впечатлила. В общем, в палатке нам ночевать было бы даже теплее, но мы же не знали об этом, когда договаривались о ночлеге. Заодно вот прониклись местным бытом.
Уклад быта тибетцев не может не удивлять архаичностью. Их образ жизни как будто остановился в развитии столетие назад, несмотся на очевидное влияние цивилизации, от благ которой тибетцы не отказываются. К примеру, в любом доме в центре гостиной стоит ТВ с тарелкой и двд-проигрывателем, но нет дымохода и печь дымит по-черному, просто в отверстие в потолке (заодно на решетке коптится мясо). Обычный рацион тибетцев – рис, картошка, ячье молоко, мясо, зеленый чай. Многие семью имеют хорошую машину, но не имеют приличного туалета, в “нашем” доме его не было вообще, писать нам показали ходить в огород за домом – а что, сидишь в поле, а перед тобой шикарный вид на снежные вершины)). Да и вообще, тибетцы явно пренебрегают правилами гигиены. Зато иммунитету их можно позавидовать: работают они без перчаток на стуже, ходят с непокрытыми головами, трехлетние дети гуляют при минусовой температуре в кедах на босу ногу и в легких куртках нараспашку.
“Шангри-Ла”,- с гордостью произнесла хозяйка приютившего нас дома, увидев, как мы стоим на заднем дворе и втыкаем в горизонт.
Это, видимо, ритуальная печка-курильня, потому как ничего она не греет, только дымит. Хозяин поджёг эту печку рано утром и пошёл яков выгонять на пастбище.