Итак, накрутив за десять дней больше двух тысяч километров на мотобайке, сгоняв в Майлазию и на западное побережье, вернулись к Сиамскому заливу. Здесь мы и будем исследовать окрестности.
На побережье, недалеко от устья реки, стоит небольшой нефтеперерабатывающий завод. Удивительно, но вот на этот пляж с видом на дрейфующие в ожидании погрузки новенькие танкеры можно проехать только через главное КПП завода. Удивительно, что охрана не для того, чтобы не пущать и запрещать, а для того чтобы помогать. “На пляж? — Вам туда… Вам интересен сам завод? — Пожалуйста, вон там у нас главное здание… А, вы просто так? — Легко, вон на том склоне у нас обезьяны живут…”
В лёгком шоке от неожиданого гостеприимства, и в ожидании, что охрана опомнится, и нас арестуют за “незаконное проникновение”, мы воспользовались оказией и осмотрели завод. И даже залезли в сточные каналы завода, выбрасывающие горячую воду в море. Насколько эти стоки чисты непонятно, но рыбаки на этом же пляже и купающиеся дети знают, видимо, что делают.
А на противоположном берегу устья реки — кладбище кораблей. Уже не поддающиеся ремонту суда загоняют на камни и бросают догнивать.
Трафик — как на оживлённой улице, туда и обратно снуют суда разных размеров. На крупных морских баркасах работают целой командой. Такая команда может состоять не только из тайцев, и даже хозяева баркасов не всегда тайцы. На них могут работать филиппинцы, лаосцы и камбоджийцы, как более дешевая наёмная сила.
Стоянки рыболовных судов тянутся по уже спокойной воде устья реки на километры. Тут находится вся инфраструктура, обеспечивающая рыбный бизнес. Тут рыбаки сдают рыбу и морепродукты на склады, чинятся, закупают продукты, заливают пресную воду и топливо, засыпают лёд для хранения улова в пути и уходят опять в море.
Чем дальше от моря, тем мельче суда. Километра через два городок превращается в рыбацкие деревни с сотнями лодок на консольной тяге, затем и они редеют, уступая место мангровым зарослям в которых, как в гулких корридорах отражается стрёкот двигателя.
Длиннохвостая лодка (Ruea Hang Yao) вообще эндемична для Азии и очень популярна, более эффективную конструкцию придумать трудно. На хвосту лодки устанавливается на вертикальной оси автомобильный двигатель, а винт сажается на длинный вал, являющийся продолжением кардана.
Мангровые заросли здесь потому, что только они могут расти в солёной воде. В этой реке реверсивное течение, в прилив оно останавливается и на какое-то время обращается вспять, затягивая солёную воду в устье. Зато здесь удивительная экосистема, в реке можно ловить и пресноводную рыбу, и креветок, и крабов. Местные жители используют для этого хитрую систему из множества сетчатых рамок, протягиваемых поперёк реки.
С одним из рыбаков мы проехали по реке от устья до его рыбацких участков.
Скальных лобстеров можно запросто купить в прибрежном магазине по 150—200 бат (рублей) за штуку, выбрав их из мелкого бетонного садка, где они сидят смешно перебирая ножками, еще утром бегавшими по скалам.
Традиционные тайские рыбачьи лодки делают как и столетия назад, принципиально ничего не изменилось, разве что инструменты усовершенствовались. А в остальном, и материалы, и технологии остались те же.
На рассвете, ещё в сумерках, на побережъе моря местные жители ловят прибрежную живность прямо с берега, закидывая сеть с грузилами в набегающие волны.