В столицу туризма Лаоса — Луангпрабанг мы приехали поздно. Успели только перекусить, удивиться количеству туристов (кажется, их здесь больше, чем местных) и ценам на гестхаусы с интернетом. И, как запланировали заранее, поехали заселяться на ночь в монастырь, благо их тут немало, прямо в черте города. Выбрали самый большой и ближайший, после недолгой дискуссии на языке жестов с первым попавшимся монахом (нас удивило, что такое решение может принять совсем юный служитель) получили разрешение поставить палатку в любом удобном для нас месте. Мы не поскромничали и возвели наш мобильный домик рядом с монументальным центральным храмом, там же на ступеньках вскипятили чай на горелке – человек пять монахов с любопытством наблюдали за всеми нашими манипуляциями, забавно шарахаясь от газового баллона.
В пять утра нас разбудил (по нашей просьбе) Тхон, улыбчивый 19-летний монах — мы хотим пройти вместе с монахами по предрассветным улицам вслед за традиционной процессией сбора еды. Монахи идут босиком и в молчании вдоль улицы мимо стоящих на коленях местных жителей, которые кладут в специальный горшок готовую еду, главным образом рис, реже деньги, в зависимости от правил монастыря. Это считается почётной обязанностью жителей близлежащих деревень или кварталов, если монастырь расположен в городе.
По возвращении в монастырь с рассветом монахи принимаются старательно, но бесполезно мести мётлами. Это у них обязательная уборка монастыря. Подробнее о трудовых повинностях и укладе жизни в монастыре мы решили написать позднее, в тематическом материале, благо опыта ночевки в монастырях у нас уже достаточно.
В каждом уважающем себя монастыре есть длиннющая лодка для водного фестиваля. Чем длиннее, тем круче.
Взобрались мы и на верхнюю точку в пределах города, гора метров триста, увенчанная древней святыней (на территории монастыря Vat Thammo Thagnaam) — конечно же, ныне облагороженной и окруженной смотровой площадкой для туристов. Конечно с вытрясанием денег из последних. Нежелание уподобиться туристам отправило нас в обход горы искать сложный путь. Путь оказался совсем несложным, гора со стороны городской населёнки пересечена тропинками, почти до самой вершины, небольшой рывок по осыпаюшемуся склону через джунгли и мы наверху. Святыня оказалась нами непонята, разве что древняя, да, а в целом обычный буддисткий алтарь, высеченный в скале. Зато вид на город и окрестности неплохой.
В основании горы хранится ещё одна реликвия — след Будды. Заглянув в каменную нишу, и включив на полную воображение, можно дорисовать в рисунке камня след босой ноги стопятидесятого размера.
Пешеходы у них почему-то тётки в сари. По-видимому, настоящие лаосские мужики пешком не ходят, а ездят на тук-туках.
Эта беспризорная девочка ночует в монастыре, при нас она продавала монахам сигареты поштучно, уж не знаем, где она берет эти сигареты целыми пачками.
Зашли мы и на местный рэп-концерт. На входе нам заявили прямо: у нас тут звезда поет, потому дайте немного денег за вход. Денег мы не дали, попросились просто взглянуть, – впустили. В плотном кольце подростков — какие-то хип-хоп лаосцы, поющие на английском, но ничего так задорненько, даже бронзовый монумент, казалось радостно хлопает в ладоши.
С очередным удивительным явлением азиатских туристических городов мы впервые столкнулись в Луангпрабанге — кормильня для туристов. Конечно, мы видели подобное и в Китае, но тут это достигло апофеоза. Турист иногда хочет есть, диссонанс между ценами, написанными в его путеводителе, и ценами, объявляемыми ему в уличных ресторанчиках, заставляет его паниковать и бегать с возрастающей скоростью в поисках еды по нормальным ценам, теряя драгоценные калории. Спрос рождает предложение — на пересечении центральных улиц Луангпрабанга, есть найт маркет. Счастливый турист следуя указателям на английском приходит после шести вечера, уже готовый съесть свой путеводитель, а тут его ждёт шведский стол (буфет) за доллар. Не сразу поймёт он что ещё доллар надо отдать за напитки, ещё за мясо или рыбу или ещё какой бибикью, так как шведский стол там это только веджетериан фуд (холодные овощи, которые в локальных едальнях предлагаются по той же цене). Но, путь отрезан, слева бетонная стена, справа сетка-рабица, а сзади подпирают следующие посетители, дожёвывающие свои путеводители. Вот и приходиться сидеть в длинном загоне с себе подобными, честно говоря, диковато, с нас хватило одного вечера там.
Последнюю ночь проводим не в монастыре, а на песчаном берегу реки, наблюдая шикарный закат.
Пресытившись великолепием монастырей и забавными святынями едем на следующий день искать великолепия природного, недалеко от города есть система красивейших каскадных водопадов.