Мост (дорогу) дружбы в Лаосе строит Китай в Таиланд. Она пересекает большинство крупных городов в Лаосе и соединяет для торговли две промышленные страны — Китай и Таиланд.
Первый крупный город на нашем пути — Удомсай, поразил нас тем, что в одинадцать вечера закрыл двери своих домов и вырубил освещение своих улиц. Ночевать пришлось на дороге за чертой города. Утром обнаружили грузовик ночью в тумане свалившийся в кювет рядом с нами. Водитель невозмутимо сидел под грузовиком и пил коку.
Электропроводка в Лаосе поражает своей хаотичностью. Протягивают черт знает как и где, прямо через балконы домов, неряшливыми пучками через улицы, перегораживая окна. Как они в этом потом разбираются непонятно.
Национальная игра Лаоса – петанк, наследство от французов. Некогда Лаос был французской колонией и во многом это влияние заметно сейчас, в архитектуре старых зданий, в обращении – “мадам, месье, бай самфинг”.
Лаос неотделим от буддизма. Любые изображения Будды запрещены к вывозу из страны. Нас эта сторона страны интересует с точки зрения наличия буддистких храмов в городах, в которых можно ночевать — такого опыта у нас еще нет.
Буддизм пророс корнями глубоко в жизнь лаосцев. К примеру, дети не видят в священной ступе религиозного сооружения, для них это просто удобная площадка для катания на скейтах. Монахи, сами не намного старше этих детей, с улыбкой наблюдают за ними.
Нищета видна даже в городе. Едят чёрт знает что. Вылавливая это чёрт знает что, прямо из речки-вонючки под мостом. Большая часть гестхаусов — китайские, как и все крупные магазины. Цены, однако, не китайские, конкуренция то незначительна.
Презжаем мимо частного полукустарного производства лапши – тесто формуют, затем сушат на бамбуковых жердях. Тут же она и хранится сваленная мешками на бетоне.
Гестхаус в следующем городе на нашем пути — Тапени содержит семейная пара. Первый этаж — магазин и кафе, второй – жилые помещения — клетушки. Сами они спят прямо в зале в углу.
В подарок – песня от сына хозяина гестхауза, в сумерках чердака дома в колониальном стиле.
Традиционный лаосский дом на сваях. В сезон дождей это помогает сохранить дом сухим. Под домом, в тени лаосцы пережидают полуденный зной, или работают. Например здесь кустарное ткацкое производство.
Рисовые поля Лаоса невелики, но удивительно зелены. Урожай риса собирают несколько раз в год, населенка неплотная, потому нет нужды, как в Китае, формировать терассы для рисовых плантаций в горах. О неспешности и лени лаосцев говорят: в Китае рис сажают, в Камбодже его собирают, а в Лаосе слушают, как рис растёт.
Большинство школ выглядят именно так: одноэтажное здание или несколько, с табличкой на въезде, с парой ошибок в дублирующей на английском надписи о территориальной принадлежности.
Автобусы раздолбаны и очень стары, но и их не хватает. На дороге нет пустых автобусов, их забивают до предела, и потом ещё подвешивают грузы со всех сторон.
Наша цель — Луангпрабанг, чтобы успеть прибыть до темноты, мы преодолеваем последние километры до него на местной маршрутке.