Три пагоды города Дали — отнюдь не ветхая древность времён династии Тан. Простояли они больше тясячи лет и выдержали землетрясение разрушившее весь город в прошлом веке. К сожалению, они столь знамениты, что бдительно охраняются сборщиками денег с туристов. Мы не туристы, потому денег принципиально не платим, а альтернативный вход искать некогда, нам в старый город. И правильно, впоследствии выяснилось, что подобными сооружениями утыкана вся дорога на юг.
Город окружает стена с монументальными воротами на четыре стороны света.
Старый Дали — это еще один “ancient town”, излюбленное место тусовки европейских бэкпекеров. Некоторых из них город не отпускает — так и остаются здесь на годы, открывают лаовайские бары, приторговывают всяким хендмейдом на улицах, преподают английский. Мы встретили русскую девушку – живет здесь два года “на накопленный жирок”, изучает китайский в местном университете (сказала, что обучение стоит 2000$ в год). Жизнь здесь по европейским меркам дешевая, правда, и делать особо нечего.
В Дали мы жили большой интернациональной семьей в доме китаянки Момо (учится крутить пои, мечтает найти бойфренда-poiman’а), в малиновой шапке на фото. Направо от неё Рейши – канадец с китайскими корнями (тоже путешествует уже довольно долго, в Дали нашел себе приработок – преподавать английский в университете). Справа Катя и Мирко – пара из Словении/Чехии (и они путешествуют на велосипедах, в пути уже шесть лет, объездили полмира). Внизу справа, мы, снизу торчит рука с палочками француза, приехавшего изучать кунг-фу. Далее – Фанфан, китаянка из Гунчжоу, живет в Дали, дизайнер, работает в сувенирной лавке. Слева парни из Германии – Оле и Янек, также путешествуют на велосипедах.
Тут и мы застряли на две недели и встретили европейский Новый год.
Пока здесь еще пустынно – раннее утро. Через пару часов откроются сувенирные лавки, улица наполнится туристами и местными. Толпы туристов выберутся из гестхаусов и будут лениво бродить по улицам в поисках еды и развлечений до поздней ночи, местные не преминут воспользоваться спросом – кроме обычных чифанек здесь найдутся кафе с брауни и “банана-панкейками” по цене трех хороших обедов в локальных едальнях. Круглые сутки и на каждом шагу к лаоваям на улице пристают женщины, предлагающие “смокинг ганжа” (за стакан высушенной неочищенной зелени попросят рублей сто).
В меню баров, как правило содержащихся хайрастыми и перманентно укуренными европейцами, есть стандартные коктейли любого западного питейного заведения, а также местная рисовая водка (самогон с довольно мягким приятным вкусом, порция ~5ю) и пиво. В барах на главной тусовочной улице – типично западная атмосфера: регги, рок-н-ролл, пиво и дым марихуаны, а в соседнем квартале – рестораны заполнены в основном китайскими туристами: здесь популярны караоке и бильярд.
Дважды в день город наводняют студенты, здесь расположены крупный университет. С помощью студентов очень легко выбрать дешевую и хорошую едальню, главное успеть, пока они все не съели. Предложение сооответствует спросу: после десяти часов утром и после пяти вечером можно получить за 3-5 кваев хорошую порцию свежеприготовленного риса с овощами и мясом на выбор.
А город между тем живёт своей жизнью.
Именно такими угольными брикетами коптят печки во всех чифаньках по всему Китаю.
Рынок предлагает нам весь спектр овощей, растущих в Китае, мясо, живая рыба и всевозможная бакалея. Но, отдельно следует упомянуть о яйцах, так как кроме обычных, куриных, перепелиных и утиных, свежих и маринованных, можно купить яйца приготовленные особым образом, ферментированные разными способами. По-видимому, есть их могут только сами китайцы.
Высокогорное озеро Эрхай на котором расположен город само по себе интересно. Его берега тысячелениями населяло племя Баи.
В Дали уже не бывает морозов, потому канализация, это узкие и глубокие, каменные самотечные водостоки, проложенные прямо вдоль стен домов и по улицам, иногда закрытые, но чаще открытые с мостиками в особо широких местах.
Китайцы обожают запрещать и ограничивать. Иногда доходит до абсурда. В данном случае эта дорога ведёт в военную часть на териториии города. Вообще, почти каждый приличный город в Китае имеет свою военную часть.
Здесь на КПП стоит памятник русскому солдату, в чём китайцы так и не признались.