Ну, надо же на чём то ездить по городу, пока не собрали новый велосипед для путешествий для Альбины взамен украденного ранее в Питере. И для города рассматривали вариант компактного велосипеда, который “не жалко”, основной критерий был низкая цена, потому в прошлом году мы сначала купили подержанный недорогой локальной марки.
Всё лето плюс неблагоприятный для перемещения на велосипеде осенне-зимний период он регулярно, но аккуратно эксплуатировался, но не выдержал испытания морозами и постоянной питерской сыростью, из-за неудовлетворительной сборки появились люфты узлов, необратимо разболталась рулевая, песок и грязь постоянно забивалась в движущиеся части (привод, задний переключатель), пришлось заменить рубашки и тросики.
Но, внезапно, — складной формат велосипедов нам очень понравился. Возникла идея вообще пересесть в наших поездках по миру на складные велосипеды. Стали искать подходящий вариант.
Кроме ключевого критерия выбора велосипеда — складывающейся рамы, обозначили и другие: всесезонность, а это значит — наличие штатных крыльев, простое (как технически, так и в эксплуатации) навесное оборудование, относительная грязезащита узлов, наличие хотя бы трёх передач — со старта, в горку и по трассе, в общем случае, достаточно, а также штатные багажники или хотя бы крепежи для них. Ну, и конечно, — небольшой вес. Немало критериев, по крайней мере, первичный мониторинг показал не так много моделей разных производителей, и наиболее точно в них попадали как раз велосипеды Дахон, первоисточник, с которого все подобные конструкции и копируются.
Итак, с начала этой весны у нас есть два отличных велосипеда-складника Vitesse i7, средневысокой ценовой категории. Небесно-синий как советские рейтузы и снежно-белый, который легко потерять в заснеженном лесу.
Практически всё навесное оборудование и комплектация от самого Dahon, даже рубашки тросиков брендированные, что подкупает, поскольку всё в одном стандарте совместимости, разумеется. От Shimano в этой модели только планетарная втулка на 7 передач.
Мы всегда со скепсисом смотрели на планетарки, так как в полях такую втулку не отремонтировать, да и стоимость её заметно выше, так что это новый для нас формат велооборудования. Пока впечатления положительные, например, можно забыть про холостой ход, передачи переключаются прямо на неподвижном велосипеде, или, допустим, можно понижать передачу при педалировании в горку и забыть про потерю наката — переключение происходит в доли секунды, а не с холостым оборотом для перекидывания цепи, как в случае переключателя с лапкой. Эффективность её также выше, так как диапазон передач 245%, что шире по сравнению с кассетой звездочек. Разве что соотношение передаточного коэффициента слегка ниже, чем хотелось бы для длительных поездок, он ориентирован всё-таки на город. Ну, и, конечно, планетарная втулка лучше защищена от грязи, влаги, песка, да и вообще, ничего не торчит, что может сломаться или погнуться при неаккуратной эксплуатации.
Сразу в базовой комплектации на колёса обуты покрышки Schwalbe Marathon Racer.
В подседельном штыре реализована забавная конструкция — встроенный насос, и, несмотря на некоторую комичность, — несомненно, удобная, так как нет шансов, что насоса не окажется с собой, когда он окажется нужен.
Система крепежей частью универсальна, а частью сделана под оригинальные комплектующие. Так, например, консольный передний багажник вешается на специальный крепёж в передней части рулевого стакана. Это разгружает рулевую колонку, так как вес приходится только на раму, что облегчает управление на нагруженном велосипеде. В самом простом виде — грузовая платформа может быть, например, вот такой монументальной корзинкой, которую можно дополнить удобной сеткой, чтобы закрепить объёмный груз.
Сварные швы на раме выглядят относительно аккуратно для своего класса, без дыр и наплывов, что позволяет предположить годное качество самой рама и её способность выдерживать дополнительные нагрузки в виде тяжёлых багажников.
Самое положительное впечатление — это качество сборки велосипедов. Прямо из магазина, без возни с настройками, работы с напильником и докручивании всех болтов и уже несколько недель постоянного передвижения по брусчатке и колдобинам Петербурга — в велосипеде ничего не дребезжит и не люфтит, всё четко работает.
Альбина после первых поездок: “Велосипед привлекает внимание, особенно в общественном транспорте (иногда я спускаюсь с ним в метро, это еще одна причина выбора компактного “складника”). Люди изучают, как я складываю на входе, подходят, спрашивают. Например, в первый же день выезда в Москве я решила немного сократить путь в незнакомом районе и проехать несколько километров на троллейбусе, пришла на конечную остановку, рядом — стоянка. Вышел водитель троллейбуса и поинтересовался, как складывается, сколько весит, взял адрес магазина, решил купить “на двоих с мамой, я буду с ним на рыбалку ездить, в багажник машины как раз поместится, а ей удобно по городу будет, можно и в метро и в автобус”.
Кроме самих велосипедов, мы обзавелись ещё и набором всевозможного полезного оборудования. Например, комплектами фонарей Sigma Sportster. Ключевая особенность этих фонарей — это встроенный аккумулятор. Для длительного путешествия в автономных условиях, наверное, не самое удобное решение, так как электричество есть не везде. С другой стороны, классическая комплектация на аккумуляторах AA, не отменяет необходимости тащить сами аккумуляторы про запас. Зато мы имеем мощный фонарь на одном большом диоде с хорошим контролером и индикатором, который работает до полного разряда с нормальной мощностью, а не тускнеет с падением заряда аккумуляторов. Заряжается от обычных 5V usb.
В нашем велостафе прибавилось и ещё новых для нас вещей — шлемы. В длительных походах мы ранее избегали брать их с собой, так как в большинстве случаев приходится сокращать объем багажа до предела. Однако в городах, европейских, главным образом, куда мы планируем ездить много в этом сезоне, шлем для перемещения является обязательным атрибутом по требованию правил. Потому будем привыкать к цивилизованному велобайкингу, тем более, что это видится несложным, так как шлемы Kellys вполне комфортны, легки, да и выглядят хорошо.
Чехол от Дахона, специально для складных велосипедов — ультракомпактный и практичный, позволяет грязный и мокрый после поездки по весеннему Петербургу велосипед перевезти в транспорте. В автобус/троллейбус/трамвай можно и без чехла, там есть специальная платформа, а вот в метро или автомобиль (такси, например) чехол пригодится. Это именно чехол, не сумка, то есть надевается сверху на сложенный байк и затягивается кулиской по нижнему краю. В сложенном виде занимает подседельную сумочку. Весь процесс трансформации велосипеда в некое подобие большой сумки занимает не более минуты. Поездами мы уже ездили, а в контексте транспортировки велосипедов самолетом, сдавая его в багажный отсек, возможно всё-таки понадобится что-либо более грубое, плотное и герметичное, так как этот чехол недостаточно прочен для аэропортовых грузчиков.
Ну, и да, надо упомянуть, наконец, что велосипеды действительно компактно складываются. По линейным размерам около трети того, что мы обычно привыкли транспортировать путешествуя на турингах и разбирая велосипед в багаж практически до рамы.
Налегке мы практически никогда не передвигаемся, нам всегда есть что взять с собой. Потому дополнительные багажники и всевозможные корзинки очень полезны. Например, корзинка на руль Kellys cargo выбрана за объём (вполне помещается городской рюкзак), имеет отстёгивающийся механизм крепления, что делает её и просто металлической неприхотливой и прочной корзинкой, когда нужно слезть с велосипеда. Крепление на руль не предусмотрено способом сложения велосипеда, так как не от Дахон, потому мешает полностью сложиться раме до замыкания специального магнитного замка.
Мы планируем делиться своими впечатлениями о перемещении на складных велосипедах в разных ситуациях: по городу, в полях и горах, по самым разным дорогам, докуда только дотянется наше любопытство или забросит работа, а, так как мы ездим круглый год, не прерывая велосезон зимой, то это будет серьёзным испытанием для велосипедов Dahon.