О производстве велосипедных титановых рам «Рапид»

Получился этот репортаж в результате сотрудничества с компанией «Рапид» на тему создания сайта и фотосессии титановой продукции. А как люди всерьёз заинтересованные велосипедами, всё облазили со всеми познакомились и вам расскажем.
А началось всё с того, что мы решили обновить нашу велотехнику нашу более радикально, чем просто поменять изношенные детали — перейти на жесткие вилки, а Альбине и вовсе в походах пересесть на другую раму, с немного другой геометрией.

Раз такое дело, решили попробовать титан — хорошо известный в узких кругах, но новый для нас (опыт пользования котелком же не считается?) материал. Оказалось, один из самых известных производителей титановых велосипедов совсем рядом — в подмосковном Королеве. А заказать можно все прямо на производстве, чему мы обрадовались.

Наукоград Королёв именуется так неспроста — это космическая столица России. Королёв — один из крупнейших научно-производственных центров Московской области, в довоенные годы был центром развития артиллерии, с 1950-х началось создание ряда НИИ, конструкторских бюро, заводов, ставших основой ракетно-космической отрасли страны, а также, в той или иной мере, градообразующими.

Королев нам показался велосипедным городом, такое ощущение как будто в Китай попал: каждый второй встречный крутит педали. Удивились велопарковке перед зданием РКК “Энергия”: их здесь несколько, каждая рассчитана на десятки велосипедов, мы как раз застали конец рабочего дня, когда люди разбирали свой двухколесный транспорт и разъезжались по домам. Судя по виду, конструкции довольно древние, так что велосипед, похоже, традиционный вид транспорта для жителей Королева.

Встречает нас генеральный директор, конструктор Михаил Николаевич. Производство небольшое, в фирме работает всего человек двадцать.

Обсуждаем заказ, попутно расспрашиваем — нам интересна история производства:

— Вся наша компания вышла из авиации, нам на советском производстве в основном титаном приходилось заниматься — это же авиакосмический материал. Когда оборонка стала потихоньку умирать, хотелось накопленный опыт применить куда-то, где он востребован. Занимались поиском направлений и тут совершенно случайно выплыл заказ на титановую велораму от шведов. Титан тогда только входил в моду в велосипедах, это была золотая эра велотитана.
И мы сделали образцы по своему разумению, как мы это понимали, конечно, очень далекие от идеала — они были прочно сварены, но о горных велосипедах мы тогда вообще не имели представления. Это были 94-95-е годы, только первые MTB в Москве в продаже стали появляться.

— Следующий заказ был – от американцев, клуб Wolf Creek, мы с ними довольно плотно работали потом. Американцы помогли нам в реальных условиях все оттестировать — ребята были крупные и катались в жестких условиях.
Затем с англичанами, они даже создали бренд свой, для которого мы делали рамы. Тогда уже все серьезно было — мы проводили стендовые испытания, англичане очень хорошо продвинули наши рамы на европейском рынке, потом такая же работа с французами у нас была, там чемпионка по веломарафону на нашей раме гоняла, на канадских заказчиков работали много. У них почти у всех были свои бренды, а рамы — наши.

— В Германии есть центр, который сертифицирует все рамы, продающиеся на немецком рынке и европейском. Нашу раму они испытали сначала только по одному стандарту, мы попросили дать такие нагрузки, которые сломают раму до конца, они отказались – слишком дорого. Но все-таки по максимуму самые жесткие тесты провели, наша одна рама прошла сразу три этапа: для стандартного велосипеда, для спортивного велосипеда и высший разряд спортивных рам.
Точно никогда нельзя сказать о ресурсе конкретной рамы — на тестах ее терзают по максимуму, понятно, что реальные нагрузки зависят от разных условий.

Рентген трубы — так можно увидеть скрытые от глаз дефекты.

— За все время с 94-го года мы сделали больше 12 000 рам, и было всего два случая поломки рамы. Одна сломалась в лобовом столкновении с автомобилем, там шансов практически не было. Второй — обнаружился дефект трубы, но и то рама отработала 12 лет. Рамы наши, которым уже по 15 лет, в порядке — недавно приезжал человек с нашей рамой 96-го года, кое-что дорабатывал, но до сих пор на ней ездит.

— Титан считается одним из лучших материалов для производства велосипедных рам. Они имеют прекрасные ездовые качества, в числе которых — способность гасить высокочастотные колебания, например, при езде по щебню. Титановые сплавы имеют усталостную прочность выше, чем у стали и алюминия.

Производственная площадка «Рапида» — это небольшой цех со станками, где трудится небольшой коллектив специалистов. Половина из них — те, кто делает эти рамы с самого начала производства.

— Наши технологии и оборудование ориентированы, в основном, на обработку трубных деталей рам, включая профилирование труб, их шлифовку и полировку. А самые сложные титановые детали изготавливаются для нас на производствах-смежниках.

«Он у нас художник, ювелирная работа», — это про сварщика Александра Владимировича. Сварка титана требует строгого выполнения определенных требований. Непременным условием является тщательная защита мест сварки от вредных для титана элементов (кислорода, водорода, азота — реагирует на примеси в воздухе). Правильная подготовка к сварке: чистота деталей, присадочной проволоки и инертного газа.

Например, вот на трубе заметно миллиметровое отверстие — специальное, оно сделано как раз для продувки аргоном.

«Мастер уникальный, с огромным опытом, за 10 лет работы пару раз всего в справочнике пришлось ему смотреть обработку незнакомой детали». Токарь Геннадий Александрович: «Я с семнадцати лет токарем, жаль, учеников нет, некому опыт передать».

Эх. До чего же приятно, когда находишь людей, которые владеют ремеслом, любят свое дело и делают действительно хорошие вещи.

Андрей, сварщик.

— До финишной обработки делается еще нарезка резьбы в каретке, обработка рулевой трубы и контроль геометрии. А уже готовую раму мы можем сделать полированной, матовой или комбинированной, как пожелаете.

Вячеслав Михайлович.

Николай Николаевич, на стапеле: «А где показывать будете? Велосипедистам? О, это хорошо, наши покупатели, пусть посмотрят на нашу работу».

Владимир Ильич: «На этом станке вот я резьбу нарезаю на каретку».

— Есть у «Рапида» серийные модели, но все равно каждый заказ — индивидуальный. Стандартные модели заказывают может процентов сорок.

— Что из необычных заказов бывает? Мы делаем цирковое оборудование: эквилибры, моноциклы и другое.
Запомнилось: мы делали несколько цирковых велосипедов на пневматиках низкого давления, на них через человека переезжают. Сделать мы его сделали, но нам хотелось проверить, как циркачи на них ездить будут, закончилось все падением. Артисты эти не у нас выступают, за рубеж сразу увезли заказ.

Еще вот случай. Парень небольшого роста, юркий такой, пришел с заказом — титановую трехметровую лестницу попросил сделать. я его спросил: форточник что ли? А он — что такое форточник? Ну, я объяснил, что это те, кто в чужие квартиры через форточку попадают. Он так обиделся. Нет, говорит, в цирке я. Оказалось, у него номер «вольностоящая лестница» и он в Дю-Солей работает.

— Если сравнивать с карбоном, который на Западе уже почти вытеснил титан, то карбон, например, не годится для туристического велосипеда — он прочный, но хрупкий и боится точечных ударов, и цена высокая. Вот в идеале хочется сделать титановую раму такую же легкую как карбон.

В основном же сейчас титановые рамы заказывают обычные велосипедисты, но уже опытные — они покатались на стандартных стальных и алюминиевых рамах. Как и вы пришли к выводу, что нужно что-то свое особое, уже знают, рама и компоненты с какими параметрами им нужны.

Вес титановой рамы — около полутора килограммов, вынос весит ~ 150 граммов, багажник ~ 520 граммов.

Сергей Анатольевич.

Багажники, например, пользуются большим спросом — они легкие и очень прочные. Делают их, учитывая особенности конкретной рамы, чтобы крепление было с оптимальной нагрузкой.

По стоимости титановая рама дороже бюджетных алюминиевых вариантов, но разница не критична, учитывая крутые свойства материала. Серийная модель обойдется примерно в 700$, при этом изготавливается она под заказ, по конкретным размерам.

Вот так, почти в кустарных условиях изготавливаются велорамы «Рапид», одни из лучших титановых на сегодня. Нам интересно было посмотреть на производство, познакомиться с мастерами. Обещаем: как будет собран наш новый велосипед на титановой раме — обязательно похвастаемся.



5 thoughts on “О производстве велосипедных титановых рам «Рапид»”

  1. Хы, либо моя сломанная рама Рапид входила в число тех двух, либо же она была третьей сломанной рамой Рапид -)
    Прошла, так сказать, тест Напида-Расса :)

  2. Сегодня у них заказал себе агрегат. Обещают сделать за два месяца. Будем надеяться, что все получится.

    1. Удачи. Ну и контроль и напоминания о себе лишний раз не помешают, не стесняйтесь это делать.

  3. Здравствуйте. Как рама ведет себя по прошествии времени? Как качество?

    1. Всё отлично, я очень довольна велосипедом в целом (и рама, и вилка, всё отлично): надёжный, легкий, красивый, вибрация отлично гасится.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *