Логистика как она есть…
Перелет из России и обратно
Информация о перевозке на самолёте полезна, конечно, для тех, кто хочет путешествовать на родном байке. Другой вариант: купить велосипед на месте и продать его в конце путешествия (новый кросс–кантрийный велосипед с системой класса Deore в Китае стоит от 500$).
Мы начали с мониторинга предложений авиакомпаний — в первую очередь интересовались стандартным весом багажа в эконом–классе. Поскольку мы отправлялись в путешествие почти бессрочное, то нас интересовали самые выгодные условия для one way ticket. Выбор пал на Гонконг Эйрлайнс — при одинаковой с Аэрофлотом цене билетов, этот перевозчик давал больше бесплатного багажа — 32 кг. Перевес — 15 евро за килограмм, это стандартный ценник почти у всех. Затем мы связались с московским офисом компании и сделали запрос по электронной почте: еще раз спросили про условия перевозки нестандартного багажа — велосипедов. Указали габариты 130х23х70 см, вес примерно 14 кг и 16 кг. Получили подтверждение, что перевозка возможна без доплаты, если: велосипеды в пределах указанных габаритов (плюс-минус 10 сантиметров не критично), упакованы и они входят в общий вес багажа (то есть 32 кг на человека, включая велосипеды). Также узнали про ручную кладь — 10 кило на человека, габариты стандартные. Оператор компании призналась нам, что впервые занимается оформлением такого багажа, из России в Гонконг с велосипедами ещё никто не летал. Сотрудники офиса всячески нам помогали, даже помогли написать письмо в головной офис с просьбой провезти велики бесплатно, вне нормы. Нам отказали, но мы не расстроились, так как сотрудники вели себя очень френдли, да и условия по умолчанию были приемлемыми.
При покупке билетов зарегистрировали велосипеды как нестандартный багаж. Рекомендуем обязательно запрашивать подтверждение регистрации по электронной почте непосредственно у перевозчика, а то у нас продавец билетов забыл поставить инфу о великах, хотя при покупке билетов эта информация нами была указана как архиважная. Хорошо, что мы по привычке перестраховались и созвонились с перевозчиком накануне вылета, быстро решив этот вопрос – здесь очень пригодилась переписка с продавцом.
Стафф выбирали самый легкий из возможного для наших условий, самую тяжелую одежду надели на себя. Поскольку про количество мест нам ничего не сказали, у нас было два баула–велоштаны плюс два байка в чехлах, никаких проблем с этим при сдаче багажа не возникло. В результате не просто влезли в норму, а еще и 5 кг запаса осталось (по факту уже узнали). В аэропорту наши велики взвесили. наклеили стикер “хрупкий груз”, дали бумажку расписаться, что приняли наши байки и унесли сдавать в багаж.
Естественно, вся техника у нас ушла в ручную кладь: фотокамера, объективы, ноут, видеокамера потянули как раз на 10 кг.
Обратно мы летели из Бангкока родным Аэрофлотом, который дал всего 23 кг на человека, включая велосипеды. Причем здесь уже нас предупредили, что багаж – одно место на пассажира, включая велики. Упаковали байки в чехлы вместе с бэгами и барахлом, в габариты пролезли. Процедура оформления багажа — та же самая, плюс снова перестраховались и при покупке билетов взяли бумагу, что у нас норма багажа 23 кг в эконом-классе (оказалось не зря — в аэропорту пассажирам объявляли норму в 20 кг, мы же прошли по 23 кг благодаря заранее оформленному запросу).
Излишки (да, тот же стафф, но условия ж поменялись) пришлось передавать знакомым — нам повезло, что они вылетали налегке на пару дней раньше. Если бы не эта удача, пришлось бы рассчитывать на пассажиров, летящих без багажа, и просить взять наш перевес на себя (в принципе, это возможно, но известная доля риска). Ну и, все тяжелое складываем в ручную кладь (рюкзак или гермомешок), надеваем на себя и распихиваем по карманам. Вся остальная процедура стандартная, главное заранее зарегистрировать нестандартный багаж, чтобы от сюрпризов по прибытии в аэропорт застраховаться.
Как велосипеды переносят перелет?
Пожалуй хуже, чем само путешествие. Множество выступающих частей и общий объём баула с разобранным велосипедом, делает его очень уязвимым для небрежности грузчиков. Возникло впечатление, что погрузку осуществляют экскаватором. Именно на это и нужно ориентироваться, представить себе как велик будет грузиться экскаватором и с этим расчётом паковать.
При упаковке: защищаем задние переключатели и тормозные диски. В переключателе ослабляем болт крепления к петуху и муфту крепления петуха к раме, чтобы переключатель болтался, тогда сильный боковой удар не погнёт петух и не сломает переключатель. Есть смысл вообще открутить его и примотать в раме. Также обматываем его любыми подручными материалами (например — запасной одеждой), чтобы он плотно прилегал к колесу. Тормозные роторы способны прорезать чехол или покалечить выступающие части, если колесо будет болтаться, потому их тоже обматываем, лучше, конечно, не одеждой, а тем что потом можно выбросить. Самые простые и удобные чехлы позволяют упаковывать велосипед с передним снятым колесом. Колесо ставим на правую педаль (левую откручиваем) и крепим пластиковыми хомутами к педали и переднему треугольнику рамы. Снимаем руль и крепим на верхнюю трубу. Вынос разворачиваем назад. Сиденье и подседельный штырь снимаем и закрепляем внутри переднего треугольника, если размер рамы невелик можно просто опустить штырь до конца. Необходимо потрясти, если что–либо болтается то оно неизбежно оторвётся или сместившись, покалечит другие части, потому всё надо закрепить на раме по возможности плотно. Наклеиваем “хрупкое” и вежливо просим грузчиков бережно обращаться с багажом. Это все, что можем сделать. И заранее будем готовы к царапинам как минимум.
Заброски автобусами и поездами
Заброски мы делали либо на дальние расстояния ~1000 км, либо вследствии форс–мажоров типа затяжных дождей и дедлайна сроков визы.
Во азииатских странах велосипедом никого не удивишь, но перемещаются на байках и мотобайках только в пределах города, района. Расстояния больше 50 км местные предпочитают преодолевать на автобусах и машинах. Если группа небольшая — до четырёх человек, то загрузиться в обычный междугородний автобус с велосипедом несложно, местные часто перевозят скутеры во внутреннем багажном отсеке или на крыше.
Где–то попросят оплатить официально в кассе, где–то придется вести переговоры с водителем, а то и не с одним. На междугородном рейсе водителей несколько, иногда, на загруженных дорогах второй водитель высовывается в открытую дверь и орёт на других участников движения, расчищая дорогу. Стоимость перевозки одного байка обычно в пределах 5$, но чаще всего с лаовая будут пытаться содрать на порядок больше. Мы никогда больше официальной ставки не платили и вообще не поощряем привычку видеть в европейцах мешок с деньгами.
В Китае за три месяца с попыткой водителя разбогатеть на перевозке наших велов мы столкнулись раза два, в самых–самых туристических местах. В Лаосе с перевозкой велов в автобусе проблем тоже никаких не было, стоит это копейки, водители дружелюбные. А вот во Вьетнаме это даже обернулось получасовым шоу со скандалом, в итоге все равно и нас и наши байки транспортировали по обычной ставке для местных (а хотели содрать за каждый велик в два раза дороже стоимости пассажирского билета).
В китайском или вьетнамском поезде придется постараться впихнуть велосипеды в тамбур, учитывая, что вагоны туго набиты, это не просто, но реально. Оплата за провоз — что–то около трех долларов. Следует обратить внимание, что есть билеты без мест и с местами, вторые чуть дороже, но это не гарантирует что эти места будет свободны, зато выше шанс согнать с этих мест занявших их (и даже пол под ними) невозмутимых китайцев. Следует также забыть про европейскую деликатность, потому что велосипеды грузить в тамбур придётся также выгоняя рассевшихся там людей.
Во вьетнамских поездах и автобусах из-за практикующейся схемы продажи билетов “без места” распространены дополнительные места в виде выдаваемых пластиковых стульев или табуретов, с которыми можно сидеть где заблагорассудится, к примеру, в проходе или тамбуре. В поездах, впрочем, вьетнамцы предпочитают лежать забравшись со своей циновкой под лавку, на которую нагружают мешки с комбикормом и клетки с курицами.
В Лаосе железных дорог нет и не предвидится. В Камбодже есть одна единственная ветка из столицы в сторону Таиланда, но у поездов нет внятного расписания, есть подозрения, что пассажирских поездов нет вообще.
В Тайланде — все официально, провоз одного велосипеда ~3$, грузите в багажник автобуса, а если это поезд, то в специальный багажный вагон.
В целом же все просто — общаетесь на вокзале с персоналом, вам расскажут и покажут, где купить билет, оплатить (или не оплатить)) багаж, как найти нужный автобус. И всегда смотрите, как делают местные, это очень помогает сориентироваться.
Стоит ли велосипеды разбирать и паковать или впихнуть так, сняв передние колеса, зависит от обстановки. Если стопить автобус на дороге, то заранее нет смысла паковать, а если есть лишние полчаса на вокзале, то удобнее упаковать, к большим сумкам азиаты всё же больше привыкли. Водители автобусов часто довольно скептически смотрели на наши велики, узнав, что они не складные: кроме наших великов в багажнике же уже как правило пара–тройка скутеров лежит и мешки с картошкой. Мы же без задержки всегда сразу переходили от жестов к делу — шустро снимали колеса и впихивали байки в багажник, рассеивая все сомнения в их компактности. Главное в такой ситуации — уверенность, что все делаем правильно, и скорость.
По воде…
Иногда мы сталкивались с необходимостью преодоления водных преград. К примеру, в Китае нет дороги вдоль реки Ли, и до трассы на Гуйлинь из Яншо пришлось выбираться на бамбуковой лодке. Цену с баснословных двухсот юаней, объявленных нам на туристическом причале, удалось сбить до тридцати, правда проехав десяток километров по пампасам вдоль реки и отловив одинокого и пустого “бамбу” уже на воде. Вообще, в туристических местах цены никах не регламентируются и зависят от внешнего вида и упёртости, с азиатами иногда приходится торговаться до посинения.
В Камбодже во многих местах нет мостов, и переправы осуществляются паромами. Стоит это сущие копейки (рублей 10 с человека), главное не слушать добровольных хелперов, а идти в кассу.
Иногда паром выгоднее другого пути, к примеру в Малайзии мост из Пинанга в Джорджтаун платный, а паром бесплатный. Иногда другого пути нет, к примеру, в Гонконге — старферри — единственный транспорт между островами, причем есть и только пассажирские суда и общие, на которые нас отправляли с нашими велосипедами.
В большинстве случаев при официальной оплате велосипед, по всей видимости, будет приравнен к мотоциклу–мотобайку (всё, что на колёсах, — транспорт).
В целом, можно сказать, что пассажирский водный транспорт (не паром, а судна, идущие на относительно дальние расстояния) в Азии значительно дороже того же поезда или автобуса, потому что рассчитан в основном на туризм, а на грузовой нам вписаться не удалось. Во Вьетнаме мы два дня пытали сотрудников порта в Дананге на предмет заброски в сторону Сайгона на танкере или сухогрузе (была такая идея, интересно же), но то ли у них очень строго с этим, то ли мы были недостаточно упрямы, то ли действительно не было рейсов в ту сторону, как нам говорили — нам всё же пришлось уехать на автобусе.
Автостоп
В Китае, Вьетнаме — автобусы на трассе чаще всего останавливаются, но увидев велосипеды не всегда соглашаются загружать их, результат часто зависит от умения убеждать. В Лаосе другая проблема — автобусы на дорогах забиты так, что влезть уже невозможно, грузиться нужно заранее. В Таиланде же автобусы грузят только на станциях, и на дороге застопить их трудно.
Машины. Впервые мы тормозили уже в конце маршрута по Поднебесной,— попав под дождь на горной дороге, поняли, что сами не доберемся до цели. Решили попробовать постопить, получилось удачно: через полчаса стояния на пустой второстепенной дороге нас подобрал жизнерадостный молодой китаец на пикапе — думали проехать с ним километров пятьдесят, в итоге ехали часа четыре и все вверх. По пути даже попали в небольшую аварию (воткнулись в другой пикап в под проливным дождём). Водитель с нас денег не взял, даже от нашего предложения оплатить проезд по платному участку хайвея отказался.
В следующий раз мы ловили машину на участке хайвея с проездом через длинный тоннель — стояли минут 10 всего. И еще в Китае две попытки были — одна неудачная в Предтибетье, как выяснилось позже, там просто дорога была закрыта. Вторая уже в конце пути — на ровном участке автобана, торопились успеть на границу, перед тоннелем прокололи колесо, и в конце концов все-таки нас подвезли две милые барышни. Так что про Китай наша статистика говорит — автостоп с великами тут вполне возможен, по крайней мере автобусы всегда остановятся. В Лаосе нам тоже везло. Про Вьетнам ничего не знаем, Камбоджу всю проехали сами.
Курьезный автостоп у нас получился В Тайланде. Вдруг оказалось, что нам срочно до вечера необходимо попасть в Бангкок, тем временем расстояние 130 км, а светового дня осталось часа четыре, а наша средняя скорость 20 км/ч. Прикинув силы, решили застопить автобус или поймать пикап, благо их на дороге полно. Стоим полчаса, модные междугородние двухэтажные автобусы пролетают без остановки, а других и нет. Пикапы тоже мимо. За час остановился один глянцевый спортивный БМВ с тонированными стеклами, причем, проскочив мимо, дал задний ход. Англоговорящие богатые индусы в черной мусульманской одежде предложили нас подбросить, к сожалению, велосипеды не влезли бы в спортивную машину, на том и распрощались, взаимно пожелав удачи. Один раз остановился пикап, водитель которого, глядя в нашу карту (на тайском!) долго пытался нас убедить, что в Бангкок нам нужно ехать в другую сторону — мы и рады, что нам с ним не по пути. Третья машина — пикап, тоже проехал и вернулся. Водитель пикапа на английском не говорит, показываем карту, объясняем, что нам надо в сторону Бангкока проехать хотя бы километров на полсотни. Мужик говорит — “Бангкок, ок”, грузит наши велики в пикап, усаживаемся и мы, поехали. За всей этой суетой мы не успели договориться, сколько денег он с нас возьмет. Оказалось, нашего знания тайского, а его знания английского нам не хватило достичь взаимопонимания. Проехав километра два, водитель заехал на заправку и с добродушной тайской улыбкой предложил расплатиться сразу — “на бензин”. Мы вообще-то были готовы оплатить бензин, но, как выяснилось, “на бензин” он хотел 100 долларов. Мы, резонно рассудив, что это дорого, особенно с учетом “попутки”, сконнектили водителя с нашим знакомым тайцем, к которому собственно и спешили успеть. После трех минут разговора таец нам сообщил, что водитель охренел, деньги ему не отдавать и искать другие варианты. Потому мы от предложения водителя вежливо отказались и предложили, в свою очередь, выгрузить нас. Из благих намерений, хочется верить, он довёз нас до полицейского участка, где полицейские уже долго выясняли, почему мы путешествуем без денег. Оказалось, водитель нас сдал, сообщив, что мы без денег пытаемся по их стране путешествовать. Полицейские отпустили водителя с миром, а с нами начали выяснять отношения, предупредив, что все ок, ничего плохого не будет, что они хотят нам помочь. Да, мы видели эти банеры на дорогах:”Police – best friend for tourist”, – встречает путешественников Таиланд. Проверили все наши документы, выяснили что деньги-то у нас есть, просто у нас есть им и другие применения, а ловили мы машину, потому что нам нужно в Бангкок попасть именно сегодня. В общем, все друг друга поняли, емайлами обменялись). Примерно на час это все затянулось, после чего полицейские, переспросив: “Сколько–сколько он с вас попросил денег? Сто долларов? Да он офигел”, решили организовать наш трансфер сами. Вот мы погрузились с велосипедами уже в полицейский пикап, а на ближайшей заправке, найдя нам попутку, они перегрузили нас уже в третью машину. За рулем была жена какого–то полицейского начальника, которая как раз ехала в столицу и была нам искренне рада. С ней мы весело и доехали до Бангкока, уже к вечеру. А на мужика, который хотел нас довезти за сто баксов мы не в обиде, у нас есть такая версия: ему на самом деле не надо было в Бангкок и он решил нам помочь по ставке такси туда–обратно. Так что просто не поняли друг друга.
Был у нас и второй опыт автостопа в Тае, когда затопило все дороги, автобусы отменили, на велосипедах же ехать невозможно — хотели отсидеться в каком–нибудь монастыре, но какое–то чутье подсказало, что этот дождь надолго (так и оказалось, 10 дней поливало). На этот раз мы как опытные уже сразу пошли на заправку, но тоже часа полтора под проливным дождем пришлось потусить, прежде чем нашли попутку. Так что автостоп в Тае, тем более с велосипедами, видимо не очень.
А в конце путешествия, в бангкокский аэропорт мы ехали своим ходом через весь город ночью — лень было искать способы заброски, да и хотелось завершить этот маршрут на велосипедах. Всё получилось, хотя даже тайцы нам сказали, что мы сумасшедшие и это невозможно, никто никогда не ездил в аэропорт на велосипедах. За четыре часа мы проехали город насквозь и преодолели все развязки, ночью они были пустынны.
читал с удовольствием, классно !