Итак, на четвёртый день мы проехали остров Кешм по стороне обращённой к морю, обогнули соляной купол Намакдон и через геопарк повернули на другую сторону острова.
Геопарком эта местность называется потому что здесь кроме песчаных скал с удивительными эрозионными формами нет ничего. Вообще ничего, кроме мёртвых осадочных пород, формирующими ландшафт вокруг. Но, надо сказать, ландшафт очень живописный, несмотря на однотонность и безжизненность.
В этой местности живут дикие ослы, и, видимо, неплохо себя чувствуют здесь.
Первое что мы увидели при подъезде к Гури (Goori), населённому пункту уже на другой стороне острова, – это футбольная площадка. Вообще, надо сказать что в Иране футбол – самая популярная и горячо любимая игра. Много раз иранцы, узнав при знакомстве о нашей национальности и пытаясь вспомнить какие-нибудь слова на русском, восторженно выпаливают: «Аршавин!». Здесь же, в Гури, футбол любят несколько больше чем в среднем по стране, так как проехав посёлок, мы встретили ещё одно поле, уже более благоустроенное. Здесь как раз происходил матч, очень серьёзный и ответственный, судя по напряжённому вниманию зрителей, исключительно мужского пола. Тут уж всё по-взрослому: у команд есть форма в виде маек определённого цвета, а поле размечено мелом с вспомогательными площадками для запасных игроков и лавочки в роли судейской трибуны.
Рассчитывая доехать в этот же день до знаменитого ущелья Танге-Чаку (или, иначе, Танг-е-Чаху – ущелье Чаку) и заночевать там, мы ошиблись с расстоянием. Потому, лагерь мы разбиваем по пути на побережье обращенном к материку. Эта сторона острова сильно отличается и рельефом и растительностью. Здесь начинаются мангровые заросли. Тишина на берегу такая, что слышно как бегают любопытные лисы и хлюпают моллюски, фильтрующие солёную воду на рифах. Не сразу мы поняли отчего так, только в темноте уже догадались, когда зажурчала прибывающая в прилив вода – здесь нет прибоя, так как пролив узкий, даже видно огни на побережье материка.
Ночью начался дождь, которым нас пугали последние три дня. Дождь не был сильным, с перерывами шёл часов пять, но этого оказалось достаточно, чтобы глинистая поверхность превратилась в топкую жижу. Нам с трудом удалось выбраться на дорогу.
Дорога здесь узка, загружена и разбита. Это не мешает местным жителям рассекать по ней на мотобайках в белой одежде.
К середине дня мы доехали наконец до ущелья. Ехать тут затруднительно, потому бросаем велосипеды на дороге и идём пешком. Местами и лазить-то непросто, порода, слагающая этот рельеф непрочная, впитав воду, она крошится под пальцами и рассыпается. Сразу же пришлось порядком измазаться глиной, потому что приходиться местами проходить враспорку или подниматься по осыпающимся и скользким склонам плашмя.
У ущелья переменная ширина, иногда оно превращается в узкую щель, оставляя лишь узкую полоску неба над головой, или, скорее, пунктирную линию, прерываемую застрявшими между стенами валунами. Возникает впечатление что передвигаться приходится то внутри трещины в исполинской костной структуре из-за множества пустот и каверн покрывающих стены, то через руины древнего храма из-за сходства вертикальных образований с колоннадой и барельефами, а слоёной структуры породы – с разрушенными лестницами и «этажностью».
Ключевая достопримечательность ущелья Танге-Чаку – длинная, метров двести, узкая щель, прорезанная водотоком на дне. Щель настолько прямая, что не отпускают сомнения в её естественном происхождении. Быть может это трещина в более прочном вулканическом монолите, скрытым сотнями метров осадочных и обнажившихся только здесь в глубине ущелья.
Другая достопримечательность – колодцы. Некоторые – благоустроенные, то есть обложенные камнями, и, судя по всему, используемые по назначению, а некоторые – просто глубокие дыры на дне и без того довольно глубокой расщелины, достигающие водоносного слоя.
Строго говоря, ущелье не одно, а целая сеть, конца которой, если забраться повыше, не видно. А Танге-Чаку (Tang e Chahkuh) – это только местность вблизи населённого пункта Чаку.
Сторона острова, обращённая к материку, не столь интересна, потому мы, чтобы не терять время, забросились на машине в город Кешм. И правильно сделали, потому что дождь продолжился и следующим вечером, но в благоустроенном парке на него уже можно не обращать внимания.
В парке города Кешм (как и в других иранских городах) есть всё для кемпинга. Есть не только питьевая вода, туалеты, места под палатки, но и даже пункт зарядки гаджетов, всё бесплатно. Должен ли я принять мусульманство, чтобы моё государство так обо мне заботилось?
Интересно, что в городе есть и «плохой» парк (вблизи порта), в который мы вначале и приехали, но нас честно предупредили, что оставаться здесь на ночь – плохая идея. Впрочем, мы и сами вполне уже оценили обстановку к тому моменту: много развязных и наглых то ли беженцев, то ли цыган, бомжеватого вида странные типажи, подозрительные люди с цепким недобрым взглядом, а в глубине парка ещё более подозрительная кальянная без опознавательных знаков и вывески. Купив на вынос кебабы с рисом и овощами, мы устроились тут на лавочке на ужин и услышали много интересных историй от подтянувшихся пообщаться людей. К примеру, один из бомжей нам рассказал, что он из приличной и небедной семьи, но из-за конфликта с текущей государственной системой объявлен политическим преступником и был лишён всего и стал нищим. Сомнений в его истории нет, его вполне уверенный английский язык подтверждает его слова. Да и много раз мы слышали о безжалостной государственной карательной машине в Иране, способной в короткие сроки перемолоть тысячи инакомыслящих, путём заключений и конфискацией, лишающей человека всего и отправляющей на обочину жизни. Если под подозрение в противостоянии системе попадает один человек, то гонениям подвергается вся его семья. «If you take a public stand opposite the government, you will delete here», – объяснил наш знакомый.
Переправляемся в Бендер-Аббас тем же способом что и прибыли – на пароме, лавируя между танкерами и сухогрузами. Кешм, пока.
У нас уже есть билеты до Тегерана на внутренние авиалинии. Примерно пятьдесят долларов на человека – совсем неплохо, с учётом негабаритных велосипедов и перевеса, который считается совсем недорого (20 рублей за килограмм). Аэропорт так мал, что к самолёту от терминала идём пешком.
спасибо!