Какая самая необходимая вещь в походе? Да, конечно, своя кружка… А ещё? Что нечем заменить, когда хочется поделиться впечатлениями о походе. Правильно, видеокамера. Образ туриста (и путешественника тоже) неотделим от видеокамеры в правой руке (левая же занята кружкой).
Нам повезло найти видеокамеру JVC Everio GZ-HM1SE, которой действительно можно управлять одной рукой, а по размерам и весу не намного больше полной походной кружки, при действительно высоком качестве картинки на выходе.
Эргономичная площадка под руку с регулируемым ремешком вкупе с доступными основными кнопками управления — включение-зуммирование и три пользовательские кнопки, позволяет снимать большую часть сюжетов при нормальной освещенности одной рукой, а наличие оптического стабилизатора – не беспокоиться за качество результата. В камере нет видоискателя, вся информация выводиться на ЖК-экран, его, кстати, можно развернуть на 180 градусов (чтобы снимать себя, например).
Корпус собран качественно, ничего не люфтит и не скрипит, зазоров и щелей нет. Несмотря на то что корпус пластиковый, рама и важные конструкции всё же из алюминия.
Характеристики видео впечатляют, полная картинка 1920х1080px при соотношении 16:9 (HDV, AVCHD, Full HD). Правда при таком разрешении встроенной 64-х гБ флеш-памяти хватит ненадолго, а у нас впереди ещё длинный путь, потому есть возможность менять разрешение и даже соотношение кадра. Кстати, предусмотрено расширение памяти с помощью слотов под sd.
Характеристики фотосъёмки можно опустить, хотя такая возможность и есть, даже единовременно с видеосъёмкой. Качество фотографии при хорошем освещении сравнимо с недорогими мыльницами, потому этой возможностью можно пренебречь, всё же главное назначение камеры — получение видео, и комбайнов проготавливающих ещё и кофе не бывает.
Объектив Konica Minolta, что уже само по себе не может не радовать, имеет впечатляющий 10-кратный оптический зум. С таким фокусным растоянием на длинном конце с рук снимать уже не получиться, конечно. Объектив заявлен как высоко светосильный, но как пересчитываются f=6.7 – 67 mm 1:2.8 на 1/2,3-дюймовый сенсор не очень понятно. Может кто-нибудь знает?
Как не остановиться на шикарном режиме замедленной (покадровой, timelapse) съёмки? Это режим в котором камера установленная на штатив, может делать кадры с настраиваемыми интервалами. Таким образом можно получить, например, видео шикарного заката за 20 секунд, или летящих и формирующихся на глазах облаков, то есть любых медленно для невооружённого замедленной съёмкой восприятия движущихся объектов. Причём со всей полнотой HD-видео.
Ускоренная же съёмка реализована в камере весьма спорно, пожалуй, это не рабочий режим. Качество на выходе получается сопоставимым с качеством мобильного телефона и заявленные 500 кадров в секунду просто не различимы.
В камере радуют возможности ручной настройки параметров выдержки и аппертуры. И даже колёсико ручной фокусировки. Баланс белого, конечно, можно выбрать из стандатных или установить вручную, или же оставить автоматический, камера неплохо справляется сама с отработкой большинства условий.
В условиях недостаточной освещёности качество изображения резко падает, в основном в области диапазона цветопередачи. Ощущение такое, что ресурс ещё есть и неплохо бы ещё подкрутить чувствительность. Жаль что это реализовано только в пользовательском режиме “ночная съёмка”, хотелось бы иметь отдельную кнопочку “повысить чувствительность”. Впрочем, освещённости в большинстве стандартных ситуаций вполне хватает, к примеру, съёмка при одной 20-и ваттной лампочке или ночью на улице с редкими тусклыми фонарями. Автофокус в таких условиях лагает, но на это нам и нужна ручная подстройка фокуса. Размера и чёткости экрана вполне хватает чтобы успешно фокусироваться самостоятельно.
В камере реализованы такие хитрые функции как, например, распознавание лица для автоматического фокусирования. Или автоматическая выгрузка видео в сеть. Всё это благополучно отключается.
Выходы на микрофон, наушники, hdmi и компонентный входы, стандартный usb — всё удачно спрятано под защёлкивающимися крышечками, хоть и не герметичными, но все же прикрывающими от пыли и влаги внутренности.
Камера обладает горячим башмаком для дополнительного оборудования, например лампы или внешнего микрофона. Нам, впрочем, вполне хватало встроенного микрофона, к помощью которого можно получить вполне достойный стереозвук. Автокорректировка чувствительности и даже встроенная программная функция подавления высокочастотных шумов в этом неплохо помогают. Впрочем, это всё настраиваемые и отключаемые при необходимости, параметры.
В Азии JVC самый популярный производитель видеотехники. Впрочем, и самый подделываемый. Все китайские туристы поголовно оснащены такими камерами.
Очень порадовало быстрое включение камеры — не более двух секунд проходит с момента открывания крышки-экрана, до начала записи видео. Именно то, что камера просыпается от открывания экрана и не нужно дополнительных действий и то, что уже через две секунды можно начать запись.
Навигация по меню осуществляется с помощью эффектного бокового скроллинга и клавиш под экраном. Экран не сенсорный, зато не подведёт в условиях высокой влажности или низкой температуры.
Отдельно нужно упомянуть о качестве сборки и надёжности. Камеру мы получили на тестирование, стало быть и тестировали её по полной, не церемонясь с её назначением, возили на багажнике при условии постоянной тряски, попадали под затяжные многодневные дожди. А в Таиланде — даже в наводнение, когда промокло всё насквозь и не было возможности просушиться в течении недели, вода просочилась за переднюю линзу камеры. Камера так и снимала, с водой в объективе.
***
Ну, и наконец, наше роад-муви с оригинальным звуком (то есть без дополнительной обработки, просто порезанное видео).
Кроп-фактор 1/2.3″ относительно фотокадра 24х36 мм – 5,62х, а относительно традиционного кинокадра 18х24 мм (оно же примерно APS-C) – 3,75х
Соответственно, на 35мм фотокадре для аналогичного набора углов поля зрения потребуется объектив 38-380 мм (у Canon в одной из старых линеек есть газетно-репортёрский десятикратник 35-350, который сейчас 28-300), а для киношников на формате Super35 это будет примерно 24-240 мм
Но такое сравнение не слишком корректно, потому что угол поля зрения “правильно” считать по диагонали, а диагональ у 16:9 и 4:3 чуть другая, чем у традиционного для фото 2:3.
Только относительное отверстие 2.8 для этого объектива не постоянное, полная характеристика выглядит как 6.7-67/2.8-5.6 – если бы на длинном конце зума было бы тоже 2.8, то объектив был бы больше раза так в два с половиной, физику не обманешь по этой части.
Светосила не пересчитывается, глубина резкости остаётся такой же, как и на другом формате кадра при тех же относительных отверстиях и фокусных расстояниях, но из-за маленького сенсора для более широкого угла поля зрения требуется более короткое фокусное расстояние. грубо говоря – на 35мм фотокадре у 12/3.2 глубина резкости будет такой же, а вот угол поля зрения (если объектив прямолинейный, а не фишай) – 122 градуса, при условии, что кружок изображения объектива этот кадр закроет..